В послевоенные годы единственным в стране предприятием, выпускавшим легковые машины для широкого потребителя, стал Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии - АЗЛК). Действительно «народной маркой», заслужившей всеобщее признание, стал «Москвич» - в течение многих лет настоящий хит отечественного автопрома. Мечта сотен тысяч. Предмет гордости. Герой фильмов. Баек и анекдотов. |
А в это время... |
Догоним и перегоним... Практически одновременно с началом серийного выпуска «Москвичей-407» вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 422 от 17 мая 1958 года «О мерах по дополнительному развитию автомобильной промышленности». В нем МЗМА предписывалось поднять производство легковых автомобилей к 1965 году до 100 тысяч штук в год, ввиду высокого спроса на «Москвичи» внутри страны и их большого экспортного потенциала. Это постановление не было лишено смысла. Уже в августе 1958 года на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 407 и 423 «Москвичи» были отмечены золотыми медалями и дипломами, что значительно повысило престиж советских автомобилей за рубежом. Кроме стран социалистического лагеря, спрос на «Москвич-407» имелся в Финляндии, Норвегии, Бельгии и в Греции. Ради наращивания выпуска экспортных «Москвичей» в январе 1961 года даже пришлось пожертвовать всеми полноприводными модификациями «Москвичей» (М-410Н и М-411Н) — они были сняты с производства. Прочные, надежные, достаточно современные, но в то же время простые в эксплуатации и ремонте, «Москвичи» были вполне конкурентоспособны и на мировом рынке. По наследству от предыдущей модели «Москвичу-407» достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (панорамные) ветровые и задние стекла, телескопические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплектацию автомобиля входил радиоприемник. Ветровое стекло защищалось от запотевания теплым воздухом от встроенного отопителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европейским меркам, такое оснащение считалось богатым. |
1958 год 18 марта в Москве открылся первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П.И. Чайковского. Первое место завоевал молодой пианист из США Ван Клиберн. Диплом победителя ему вручал Дмитрий Шостакович, а на заключительном концерте победителя поздравил лично Никита Хрущев. 1959 год 1 января. Кубинской революцией во главе с Фиделем Кастро свергнут диктатор Рубен Фульхенсио Батиста. В результате Куба встает на социалистический путь развития, Фидель Кастро становится одним из самых популярных мировых лидеров в СССР. А всё могло бы быть совсем иначе, если бы не жадность Франклина Рузвельта, которому 12-летний Кастро отправил письмо следующего содержания: "Если Вам не трудно, пришлите мне, пожалуйста, американскую 10-долларовую банкноту. Я её никогда не видел, но очень хотел бы иметь. Ваш друг". На письмо Рузвельт ответил, но просьбу не выполнил... 1960 год 19 августа впервые в истории в космос отправились представители планеты Земля, чистопородные российские дворняги Белка и Стрелка. 21 августа космический корабль благополучно вернулся на Землю.
8 ноября победу на президентских выборах в США одерживает Джон Кеннеди. Его президентство длилось всего 2 года. Они были ознаменованы Карибским кризисом, серьезными усилиями по уравнению чернокожих в правах, началом космической программы США. 1961 год 12 апреля. Первый в истории пилотируемый корабль-спутник "Восток" сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. Космонавт Юрий Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. 12 апреля стало национальным праздником - Днём космонавтики. |
Пламенный мотор Назвать «Москвич-407» абсолютно новой моделью было бы неправильно. Запущенный в производство в 1958 году, он стал глубокой модернизацией выпускавшегося до него «Москвича-402». Главное отличие — мощность. На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель мощностью целых 45 лошадиных сил, вместо устаревшего нижнеклапанного силового агрегата мощностью всего 35 «лошадок». По тем временам — настоящий технический прорыв! Появлению подобного двигателя предшествовала долгая работа. До запуска в серийное производство верхнеклапанные моторы устанавливались только на заводских спортивных машинах, которые участвовали в первенствах страны и показали на соревнованиях блестящие результаты. Эти успехи подвигли заводских конструкторов И.И. Окунева, И.А. Гладилина и Я.В. Горячего на создание верхнеклапанного двигателя для серийного «Москвича». Идея, легшая в основу создания «нового» двигателя была очень проста. Конструкторы старались достичь компромисса между имевшимся оборудованием (замена всех станков не входила в планы МЗМА) и прогрессивной новой конструкцией. Альтернатива нашлась: блок цилиндров двигателя 407-го «Москвича» стали изготавливать на уже имеющихся на заводе станках. Принципиальной новинкой в моторе оказалась только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распределительного вала. Первую сотню 45-сильных моторов изготовили в 1957 году, а с мая 1958-го ими стали комплектовать серийные автомобили. |
|
Совершенству нет предела Сначала «Москвичи-407» внешне почти не отличались от предыдущих «Москвичей-402». Распознать новинку помогали лишь косвенные признаки: сократилась в высоту хромированная «гребенка» на выступе задней двери, а под заводской эмблемой появилась надпись «Москвич». С декабря 1959 года — впервые на отечественных легковых машинах — стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных автодорогах. Для улучшения дизайна выпускаемой малолитражки по моде тех лет кузов «Москвича» сделали двухцветным, а чтобы замаскировать границу перехода от одного цвета к другому, на кузове ввели разделяющий молдинг из нержавейки. Двухцветные машины «улучшенной комплектации» шли в основном на экспорт, а на капоте, под заводской эмблемой, появилась надпись «Москвич». |
|
По заслугам Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте 1960 года за создание автомобиля «Москвич-407» МЗМА был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. В советское время это являлось значимой наградой. И в то же время на замену «четыреста седьмому» уже готовилась новая, технически более совершенная «четыреста третья» модель, которая по ряду узлов и деталей была унифицирована со следующим, третьим, поколением московских малолитражек. Последний автомобиль модели «Москвич-407» сошел с конвейера автозавода в октябре 1963 года. Всего было выпущено 359 980 автомобилей, из которых каждый третий — 120 903 — был поставлен на экспорт. В 1960 году на автомобиле появились новая облицовка радиатора, существенно изменившая «лицо» малолитражки, а также новые задние фонари с двумя, вместо трех, рассеивателями. Одновременно с этим боковой молдинг стал устанавливаться на все выпускаемые малолитражки, независимо от цветности. В декабре I960 года шумный редуктор главной передачи с прямозубыми коническими шестернями уступил место более тихой и надежной гипоидной передаче. В январе 1961 пластмассовый красный «флажок» на капоте заменили металлической «каплей», а в феврале 1962-го пропали «клыки» с бампера. В таком виде «Москвич-407» приобрел свой законченный «классический» вид и выпускался до октября 1963 года. |
|
Интересные факты: «Несостоявшийся американец» Из воспоминаний главного конструктора МЗМА Александра Федоровича Андронова. «Во время встречи Н.С. Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, осенью 1959 года, у них зашла речь об автомобилях. Президент высказался о том, что можно произвести пробу продажи автомобилей «Москвич-407» на американском рынке и добавил, что когда он уйдет в отставку, то будет рад иметь на своем ранчо такой автомобиль. В результате мы на заводе получили задание: весьма срочно сделать в экспериментальном цехе три автомобиля с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой. Окраска автомобилей должна быть желтой, зеленой и вишневой с тем, чтобы облегчить выбор. Организуется круглосуточная работа, отбираются на конвейере три автомобиля и потом обычные разборка, проверка, отделка, сборка, регулировка и опять проверка на автомобиле всех узлов. А кузова заново рихтуются, шлифуются, красятся, обиваются дорогими материалами, оборудуются нестандартными деталями и изделиями атрибутов отделки и комплектации. Через десять или двенадцать дней уставшие, но довольные результатами работы мы сдали приемщикам три отличных автомобиля и приступили к нашим неотложным заводским делам. Но автомобили не попали к Эйзенхауэру. Вскоре американский летчик-разведчик Пауэрс на самолете-шпионе «У-2» был сбит над территорией нашего государства, а министр торговли США еще до этого инцидента объявил в печати и по телевидению о том, что он примет все меры к тому, чтобы советский автомобиль «Москвич» не смог попасть на рынки США». |
|
Дальние «родственники» При разработке «Москвича-407» советские конструкторы использовали не только собственные наработки, но и изучали опыт коллег из разных стран. Мы представляем вам автомобили того времени, которые можно назвать «родственниками» нашего главного героя. |
|
Simca Aronde 1300 (1957 год). На снимке модернизированный вариант 1957 года, а впервые автомобиль был представлен публике в 1951 году. Он считался одним из лучших в своем классе. До 1963 года изготовили почти 1,4 млн. «ласточек» — именно так переводится на русский язык французское название этой модели. По конструкции и компоновке Aronde очень схож с нашим «Москвичом» — двигатель расположен продольно спереди, привод — на заднюю неразрезную ось. Технические характеристики Aronde были несколько лучше: при меньшем объеме (1221 см3) его мотор развивал большую мощность (47л. с), соответственно, и максимальная скорость автомобиля была выше — 125 км/ч. |
|
Opel Rekord (1959 год). Невероятно популярная в Европе на рубеже 50-60 годов модель классической компоновки, обладала спокойным, красивым дизайном выделяющим ее среди конкурентов. Opel Rekord обладал также неплохими техническими характеристиками, так как оснащался полуторалитровым двигателем (1488 см3) и развивал максимальную скорость до 128 км/ч. |
|
Hillman Minx Series III (I960 год). Типичный представитель английской школы автомобилестроения, внешне очень схожий с «Москвичом». Но, в отличие от него, Hillman оснащался более мощными двигателями (от 53 до 69л.с.) и, соответственно, имел недостижимые для нашей малолитражки динамические показатели, развивая максимальную скорость до 140 км/ч. |
|
Постскриптум «МОСКВИЧ-407» стал одной из самых удачных моделей в истории завода. До наших дней, несмотря на прошедшие десятилетия, дожили сотни экземпляров этой машины. Отчасти это стало возможным, благодаря прочности конструкции и толщине кузовного метала (0,8-1,1 мм). Но все же главную роль сыграла действительно всенародная любовь к «четыреста седьмому». Эти автомобили сохранились не только в частных гаражах, но и во многих музейных коллекциях: бывшем заводском музее АЗЛК, рижском «Мотор-музее», в частном собрании автомобилей «Моторы Октября», компании «Дельта», в финском городе Тампере и др. |
|
«Москвич» - чемпион! «МОСКВИЧ-407» немало способствовал развитию автомобильного спорта в СССР. Многие гонщики выступали на нем в кольцевых и ипподромных гонках, ралли. Автомобили оснащались форсированными двигателями (до 67л. с. при 4800 об/мин), стабилизаторами поперечной устойчивости и более жесткими пружинами задней подвески. Всего на машинах этой модели было одержано 12 побед на чемпионатах СССР. А в октябре 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международной автомобильной федерации (ФИА). Советский автоспорт получил представительство в международном органе, регулирующем этот технический вид спорта. Советские гонщики вышли на международный уровень. Уже в августе 1958 года наши спортсмены дебютировали на «Москвичах-407» на международном соревновании — ралли «1000 озер» в Финляндии. Спортсмены ехали практически на серийных, не доведенных до спортивного уровня машинах, да и раллийного опыта у советских гонщиков почти не было. Но до финиша дошли все четыре заводских экипажа! В течение следующих четырех лет «Москвичи» успешно штурмовали зарубежные трассы, благодаря чему престиж и, соответственно, экспорт советских автомобилей увеличился в несколько раз. |
|
Автовладелец
"Машина - не роскошь, а средство передвижения", - утверждали газеты той эпохи. Но одно дело лозунги, и совсем другое - реальность. До реформы 1961 года, в результате которой с денег исчез один ноль и счёт пошёл не на тысячи, а на сотни рублей, водитель грузовика получал 760 руб., продавщица в продовольственном магазине - 450, учитель географии - 600. А "Москвич-407" стоил целых 16000 рублей! Деньги на машину собирали годами, откладывая лишнюю копейку "в чулок". Впрочем, время было: полтора-два года приходилось ждать, пока подойдёт заветная очередь на машину. Поэтому "безлошадные" соотечественники на автовладельцев поглядывали с плохо скрываемой завистью. |
|
Кинематограф
в 1965 году на экраны вышел фильм "Зелёный огонёк" (Мосфильм). Зрители окунулись в привычную им атмосферу Москвы 60-х годов XX века: центр столицы, Ленинские горы, замечательные виды, жизнь москвичей... Популярная кинокомедия стала в то же время увлекательной экскурсией по городу. А в роли "экскурсоводов" выступили главный герой фильма, молодой, неунывающий таксист Сергей Никитин (актёр Алексей Кузнецов) и его верный друг -старенький, но надежный "Москвич". Автомобиль стал полноправным персонажем фильма! "Одушевил" машину замечательный актер Зиновий Ефимович Гердт, читающий закадровый текст от имени "Москвича".
|
|
Форма и содержание |
|
"Визитной карточкой" автомобиля "Москвич-407" стала большая красивая эмблема, символизирующая принадлежность завода к столице. На ней чётко прочитывается силуэт одной из башен московского Кремля с рубиновой звездой, фрагмент кремлевской стены. Эмблема, расположенная на фоне мирного голубого неба с золотистыми лучами солнца, символизировала светлое будущее страны Советов. Позже цвет фона поменялся на красный - видимо, это более соответствовало идеологии государства. На фоне Кремля - большие красные буквы МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). |
|
Помимо основной эмблемы, на капоте "407-х" ранних выпусков располагался красный флажок с небольшой пятиконечной звёздочкой. В январе 1961 года его сменила бесформенная и невыразительная хромированная "капля", оказавшаяся более технологичной в производстве. | |
"Москвичи" второго поколения получили объемный багажник, открывающийся снаружи. Данное новшество было особенно ценно, если вспомнить, что на более ранних "Москвичах" 400 и 401 попасть в багажник можно было только из салона. | |
На переднем крыле у "Москвичей" устанавливался красный треугольничек из плексигласа с обозначением модели. | |
Заправочная горловина топливного бака на "Москвичах" располагалась сзади и была спрятана за номерную табличку. Её центральное расположение позволяло свободно подъезжать к заправочной колонке. | |
На задних дверях и крыльях машины заметна подштамповка, символизирующая поджатые перед прыжком лапы хищного зверя. Таким образом художники-дизайнеры пытались придать динамичность силуэту машины. | |
В интерьере "Москвича" минимум пластмассы, зато использованы добротные ткани, гармонично сочетающиеся с общей цветовой гаммой кузова. | |
Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, как и у большинства зарубежных аналогов. | |
Стандартное оснащение машины предусматривало наличие часов, установленных над зеркалом заднего вида. | |
Приборы немногочисленны и лаконичны - как следствие, их показания хорошо "считываются". | |
Не каждая малолитражка в то время могла похвастаться радиоприёмником, установленным прямо на заводе. | |
Пепельница. встроенная в приборную панель, находилась на самом видном месте. Нынешние производители стараются убрать её с глаз подальше. | |
В отличии от современных автомобилей с подвесными педалями, у "Москвича" педали сцепления и тормоза устанавливались на полу. Вдали видна ножная кнопка центрального переключателя света фар (ближний-дальний). | |
Свободный доступ к двигателю обеспечивал капот "аллигаторного типа". | |
Карбюратор К-59 с падающим воздушным потоком. | |
Клюка с металлическим набалдашником на самом деле - всего лишь рычаг стояночного (ручного) тормоза. | |
Выступающие рычаги управления и замок зажигания расположили по центру приборной панели. С точки зрения обеспечения безопасности, это решение нельзя назвать оптимальным: при аварии пассажиры с заднего сидения могли травмировать голову о ключ зажигания. в других моделях неудобное расположение ключа приводило к травме коленной чашечки. | |
Салон "Москвича" по современным меркам не назовёшь просторным, но зато он уютный и не лишён изящества. | |
Важное достоинство машины для автотуристов - раскладывающиеся в ровное спальное место спинки сидений. | |
Вариации
на тему
Вместе с базовой моделью легкового малолитражного "Москвича-407", выпускавшиеся с апреля 1958 по декабрь 1963 года, новым двигателем на заводе стали оснащаться все его модификации. На улицах замелькали зелёные огоньки и "шашечки" такси, модели "407Т", дополнительно оборудованной таксометром. Специально для людей с ампутацией или параличом ног был создан "407Б" - автомобиль с ручным управлением. Его основным отличием от базовой модели стало применение специальной системы ручного управления педалями сцепления, тормоза и управления дроссельной заслонки карбюратора, выключателя стартёра и переключения света (ранее осуществлялись ножными переключателями). Врачи ездили к пациентам на санитарном автомобиле "407М", разработанном для службы "медицинская помощь на дому". Модель была оборудована отличительными знаками, аптечкой и внутренней обивкой кузова из лёгкого моющегося кожезаменителя. В жаркие страны с тропическим климатом отправился экспортный вариант "407Ю". кроме того, в производство были запущены пятидверная модернизированная грузопассажирская версия с кузовом "универсал", грузоподъёмностью 4 человека и 100 кг. груза (или 2 человека и 250 кг. груза) - "Москвич-423Н", фургон "Москвич-430", полноприводный седан "Москвич-410Н" и универсал "Москвич-411Н". |
|
Москвич-410Н
Выпускался в 1958-1960гг. По личной инициативе Н.С. Хрущёва, полноприводный легковой автомобиль должен был использоваться в сельской местности, наглядно демонстрируя улучшающееся благосостояние колхозников. Но производство сложной полноприводной машины пришлось свернуть в пользу увеличения выпуска экспортных модификаций базового седана. |
|
Москвич-423Н
Выпускался в 1958-1693гг. Автомобили с кузовом "универсал" идеально подходили для дачников и путешественников, но в розничную продажу поступали в ограниченном количестве, используясь преимущественно на государственной службе. Москвич-423Н долгое время оставался недостижимой мечтой рядового автолюбителя. |
Уважаемый посетитель сайта autolegend-ussr.narod.ru ВАШЕ МНЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ! Вы только что ознакомились с электронной версией первого номера журнала "Автолегенды СССР". Эта версия является тестовой и от Вас зависит, быть ли электронным версиям других номеров или нет. Пожалуйста, примите участие в online опросе, чтобы решить судьбу данной и последующих электронных версий журнала. |
Москвич-411Н
Выпускался в 1958-1960гг. Полноприводный автомобиль с кузовом "универсал" во многом опережал свое время: мода на комфортабельные легковые автомобили со всеми ведущими колесами и универсальными кузовами пришла на 20 лет позже. А тогда из-за дороговизны конструкции модель не получила широкого распространения, навсегда оставшись эксклюзивной редкостью. |
|
Москвич-430
Выпускался в 1985-1963гг. Специальный грузовой вариант популярной марки. В частные руки не продавался, но широко использовался в торговой государственной сети для доставки мелких партий товаров. На его базе изготавливался даже специальный рефрижераторный автомобиль ЛуМЗ-945 для перевозки мороженого и мясных полуфабрикатов. |
|
Москвич-407-купе
Специальный спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок. Его двухместный кузов был легче и посажен относительно колёс ниже, чем у серийной модели. Изготовлен в двух экземплярах в 1962г. |
Паспортные данные | |||
Подвеска передняя: | |||
независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, бесшкворневая, амортизаторы гидравлические, телескопические двухстороннего действия |
|||
|
|||
Подвеска задняя: | |||
зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы телескопические двухстороннего действия |
|||
|
|||
Рулевой механизм: | |||
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение - 17,0 |
|||
Схема автомобиля "Москвич-407" | Тормоз ножной: | ||
Техническая характеристика Москвич-407 | колодочный, на все колёса с гидравлическим приводом | ||
Число мест: | 4 | ||
Максимальная скорость | 115 км/час | Тормоз ручной: | |
Время разгона до 80 км/ч | 24 сек | колодочный, на задние колёса с механическим приводом | |
Расход топлива при скорости 30-40 км/час | 6,5 л/100 км | ||
Тормозной путь со скорости 30 км/час | 6,0 м | Сцепление: | |
Электрооборудование | 12 V | однодисковое, сухое с гасителем крутильных колебаний | |
Аккумуляторная батарея | 12 V | ||
Аккумуляторная батарея | 6СТ-42 | Коробка передач: | |
Генератор | Г-22; 16 а; 200 вт | механическая, трёхступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке, позже четырёхступенчатая | |
Реле-регулятор | РР-24Д | ||
Стартёр | СТ-122; 0,6 л.с. | Передаточные числа трёхступенчатой коробки передач: | |
Прерыватель-распределитель | Р-35Б | I - 3,53; II - 1,74; III - 1,00; задний ход - 4,61 | |
Свечи зажигания | А11У | ||
Размер шин | 5,60 - 15 | Передаточные числа четырёхступенчатой коробки передач: | |
I - 3,81; II - 2,42; III - 1,45; IV - 1,0; задний ход - 4,71 | |||
Вес автомобиля в снаряжённом состоянии: | Коническая главная передача: 4,71 (33 и 7 зубьев) Гипоидная главная передача: 4,55 |
||
без нагрузки общий | 990 кг | ||
с нагрузкой 4 человека общий | 1290 кг | Двигатель: | |
на переднюю ось | 640 кг | 407, карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, рядный, верхнеклапанный | |
на заднюю ось | 650 кг | Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 75 мм | ||
Дорожные просветы: | Литраж двигателя | 1,358 см3 | |
под передней осью | 200 мм | Степень сжатия | 7,0 |
под задней осью | 200 мм | Число клапанов | 8 |
Порядок работы цилиндров двигателя | 1-3-4-2 | ||
Наименьший радиус поворота: | Карбюратор: К-59 (с падающим потоком) | ||
по колее переднего наружного колеса | 6,0 м | Максимальная мощность: 45 л.с. (33 кВт) при 4500 об/мин | |
внешний - по наиболее выступающей части | 6,0 м | Максимальный крутящий момент: 9,0 кНм при 2600 об/мин |
Вся информация на
данной странице предоставлена в ознакомительных целях. Распространение с целью получения выгоды без разрешения ЗАО "ИД БУРДА" запрещено. © 2009 ООО "Де Агостини" (125315, Россия, Москва, Ленинградский пр-т, д.72, стр. 4, 3-й этаж, офис 3.) Иллюстрации: ООО "Де Агостини" (001.gif; 002.gif; 003.gif; 004.gif; 019.gif; 021.gif; 024.gif; 025.gif; 026.gif; 027.gif; 028.gif; 029.gif; 030.gif; 031.gif; 032.gif; 033.gif; 034.gif; 035.gif; 036.gif; 037.gif; 038.gif; 039.gif; 040.gif; 041.gif; 042.gif; 043.gif; 050.gif; 051.gif; 052.gif; 053.gif) частная коллекция М. Шелепенкова (005.gif; 006.gif; 007.gif; 008.gif; 009.gif; 010.gif; 011.gif; 012.gif; 013.gif; 020.gif; 044.gif; 045.gif; 046.gif; 047.gif; 048.gif; 049.gif) ИТАР-ТАСС (014.gif; 015.gif; 016.gif; 017.gif; 018.gif) © Киноконцерн "Мосфильм" (022.gif) Фотосъёмка автомобиля для ООО "Де Агостини" - Павел Верескун, Дмитрий Маняхин Автомобиль "Москвич-407" для съёмки любезно предоставлен Антоном Богатовым, г.Москва ООО "Де Агостини" благодарит за помощь, оказанную в подготовке выпуска, Антона Богатова, Александра Павленко, Максима Шелепенкова |